раньше меня частенько сплавливали в село к прабабке, когда она еще была жива, и войны не было. помню, как я - городской парень, весь такой нереальный в солнечных очках и при технике, тащил по неровной земле чемодан на колесах, стараясь не обращать внимание на мух и запах дерьма, который буквально проел раскаленный воздух вокруг.
все ноги истоптал, пока нашел нужный дом. я так не любил эти дни, когда я был вынужден сидеть там, где даже связи нет. этот чертов петух по утрам, наделенный, по словам старых людей, "сокровенной силой, данной ему от Бога, чтобы указывать время". но со временем я проникся всей той атмосферой, люди в селе взрослеют раньше, как оказалось. они ближе к природе и сохранили в себе традиции прошлого.
как-то я сидел со своими братьями в хате (т.е. доме. тут и далее будут использоваться украинские слова), на улице погодка разразилась, ветер, гремит и молния сверкает, дождь барабанит по окнам и крыше, а у нас внутри тепло, мы летние теплые солнечные дети и не боимся непогоды. когда в очередной раз загремело, мой брат сказал:"Илья грается!" (т.е. "Илья играется")
Меня это поразило, я переспросил:"Что?". Они посмотрели на меня во все глаза и объяснили, что Илья - это Перун, а Перун - бог грома и молнии.
В такую погоду все избегали говорить о Нечистой Силе, называли ее даже другими именами, потому что вспомнить - значит, призвать. После я прочитал в книге, что "вспоминание - есть акт магического выкликания" и что, например, в Швейцарии не говорят о волке прямо, а называют его "тихим".
Днем мы работали по дому, бегали к речке, носили воду из колодца, перекладывали сено и т.д. Шли дни и все покрылись красивым загаром, все, кроме меня, сначала моя кожа покраснела, а потом облупилась. Это были беспокойные ночи, когда я обмазывался сметаной и лежал трупом на одном боку.
В полдень, правда, никто не работает, потому что "Полудницам плясать надо и якщо людина їх побачить ("если человек их увидит"), то горе ему - причаруют и заворожат".
Поэтому эти два часа с 12 до 14 мы сидели в хате и пили прохладное молоко, кто-то спал. А мне все не сиделось, уж очень хотелось про нечистую силу послушать, на что мне брат мой говорил:"ти заспокойся, буде ще час і день" ("ты успокойся, будет еще время и день"). Вообще, как я уже говорил, этих разговоров избегали, но мне с моей природной харизмой и обаянием в комплекте с феерической наглостью удалось узнать кое-что. Например, что ведьму можно "узнать по следам" - они как у собаки, имеются в виду следы от когтей на мягкой земле, и что чаще всего ее можно встретить в образе кошки, змеи или жабы, поэтому с 12 ночи до крика петуха этих животных лучше сторониться.
По вечерам нас кормили мамалыгой, сваренной, кажется, на воде. Она остывала и ее можно было резать ножом.Мы ее нарезали, сахарили и заливали молоком. Так и ели и, знаете, я не помню ничего вкуснее.
Потом мы забирались по лестнице на остывающую, но еще теплую крышу сарая, где держали сено. Наши уставшие тела впитывали ее последнее тепло, а мысли бродили среди звезд Вселенной.
все ноги истоптал, пока нашел нужный дом. я так не любил эти дни, когда я был вынужден сидеть там, где даже связи нет. этот чертов петух по утрам, наделенный, по словам старых людей, "сокровенной силой, данной ему от Бога, чтобы указывать время". но со временем я проникся всей той атмосферой, люди в селе взрослеют раньше, как оказалось. они ближе к природе и сохранили в себе традиции прошлого.
как-то я сидел со своими братьями в хате (т.е. доме. тут и далее будут использоваться украинские слова), на улице погодка разразилась, ветер, гремит и молния сверкает, дождь барабанит по окнам и крыше, а у нас внутри тепло, мы летние теплые солнечные дети и не боимся непогоды. когда в очередной раз загремело, мой брат сказал:"Илья грается!" (т.е. "Илья играется")
Меня это поразило, я переспросил:"Что?". Они посмотрели на меня во все глаза и объяснили, что Илья - это Перун, а Перун - бог грома и молнии.
В такую погоду все избегали говорить о Нечистой Силе, называли ее даже другими именами, потому что вспомнить - значит, призвать. После я прочитал в книге, что "вспоминание - есть акт магического выкликания" и что, например, в Швейцарии не говорят о волке прямо, а называют его "тихим".
Днем мы работали по дому, бегали к речке, носили воду из колодца, перекладывали сено и т.д. Шли дни и все покрылись красивым загаром, все, кроме меня, сначала моя кожа покраснела, а потом облупилась. Это были беспокойные ночи, когда я обмазывался сметаной и лежал трупом на одном боку.
В полдень, правда, никто не работает, потому что "Полудницам плясать надо и якщо людина їх побачить ("если человек их увидит"), то горе ему - причаруют и заворожат".
Поэтому эти два часа с 12 до 14 мы сидели в хате и пили прохладное молоко, кто-то спал. А мне все не сиделось, уж очень хотелось про нечистую силу послушать, на что мне брат мой говорил:"ти заспокойся, буде ще час і день" ("ты успокойся, будет еще время и день"). Вообще, как я уже говорил, этих разговоров избегали, но мне с моей природной харизмой и обаянием в комплекте с феерической наглостью удалось узнать кое-что. Например, что ведьму можно "узнать по следам" - они как у собаки, имеются в виду следы от когтей на мягкой земле, и что чаще всего ее можно встретить в образе кошки, змеи или жабы, поэтому с 12 ночи до крика петуха этих животных лучше сторониться.
По вечерам нас кормили мамалыгой, сваренной, кажется, на воде. Она остывала и ее можно было резать ножом.Мы ее нарезали, сахарили и заливали молоком. Так и ели и, знаете, я не помню ничего вкуснее.
Потом мы забирались по лестнице на остывающую, но еще теплую крышу сарая, где держали сено. Наши уставшие тела впитывали ее последнее тепло, а мысли бродили среди звезд Вселенной.